|
УДК 519.688:681.5.01
DOI: 10.17587/mau.17.3-10
О. С. Козлов, канд. техн. наук, доц., os.kozlov@gmail.com, Л. М. Скворцов, канд. техн. наук, зав. лаб., lm_skvo@rambler.ru, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана
Решение задач теории автоматического управления в программном комплексе "МВТУ"
В статье рассмотрены основные возможности программного комплекса "МВТУ" по решению задач анализа, синтеза, моделирования и параметрической оптимизации систем автоматического управления. Приведены примеры решения таких задач.
Ключевые слова: программный комплекс, системы автоматического управления, моделирование, оптимизация, анализ, синтез
С. 3—10
Содержание
|
УДК 007.5.681.51
DOI: 10.17587/mau.17.11-18
А. А. Жданов1, д-р физ.-мат. наук, проф., гл. науч. сотр., aazhdanov@ipmce.ru, Алексей А. Pоманов2, д-p техн. наук, проф., зам. генерального директора по науке, romanov48@yandex.ru, Александр А. Pоманов2, д-p техн. наук, гл. науч. сотр., romulas@mail.ru, С. С. Семенов1, аспирант, semenovss@gmail.com,
1Институт точной механики и вычислительной техники им. С. А. Лебедева PAH, Москва,
2АО "Российские космические системы", Москва
Применение метода автономного адаптивного управления для группы робототехнических устройств на примере модели кластера наноспутников
Представлена идея применения биологически инспирированного метода автономного адаптивного управления [1, 2] для распределенного управления группой объектов на модельном примере из области космонавтики.
Ключевые слова: распределенное управление, управление группой роботов, адаптивное управление, автономное адаптивное управление, группа спутников, наноспутники, зондирование ионосферы
С. 11—18
Содержание
|
УДК 681.5
DOI: 10.17587/mau.17.18-25
С. М. Власов1, аспирант, vlasov.serge.m@gmail.com, О. И. Борисов1, аспирант, borisov@corp.ifmo.ru, B. C. Громов1, аспирант, gromov@corp.ifmo.ru, А. А. Пыркин1, канд. техн. наук, вед. науч. сотр., доц., a.pyrkin@gmail.com, А. А. Бобцов1, 2, д-p техн. наук, декан, зав. кафедрой, проф., bobtsov@mail.ru,
1Санкт-Петеpбуpгский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург,
2Институт проблем машиностроения, г. Санкт-Петербург
Алгоритмы адаптивного и робастного управления по выходу роботизированным макетом надводного судна*
Предлагаются два регулятора на основе метода последовательного компенсатора. Параметры рассматриваемого объекта управления неизвестны, а элементы его вектора состояния не измеряются. Первый регулятор является робастным с фиксированными коэффициентами, второй — с адаптивной настройкой параметров управления. Оба алгоритма были реализованы в робототехнической установке моделирования движения надводного судна.
Ключевые слова: многоканальные системы, адаптивное управление, робастное управление, система динамического позиционирования
С. 18—25
*Работа выполнена при государственной финансовой поддержке ведущих университетов Российской Федерации (Госзадание 2014/190 (проект 2118), субсидия 074-U01. Проект 14.Z50.31.0031).
Содержание
|
УДК 681.5.09
DOI: 10.17587/mau.17.26-31
А. В. Гулай, канд. техн. наук, зав. кафедрой, altaj@tut.by, В. М. Зайцев, канд. техн. наук, доц., is@bntu.by, Белорусский национальный технический университет, Минск
Достоверность передачи транзакций в мехатронных системах: выбор триплетов помехоустойчивого кода
Представлена технология рационального выбора триплетов помехоустойчивого кода для обеспечения требуемого уровня достоверности передачи транзакций в мехатронных системах. Предложенная технология основана на введении базовой функции W вероятностей образования битовых ошибок различной кратности в кодовых блоках транзакции и функции L предельно допустимых вероятностей наличия остаточных ошибок в каждом из кодовых блоков. Критериальное условие W £ L обеспечивает рациональное выделение групп триплетов, допустимых для создания кодовых блоков передачи транзакций с необходимой достоверностью на каналах заданного качества.
Ключевые слова: мехатронная система, передача транзакций, достоверность передачи, помехоустойчивый код
С. 26—31
|
УДК 621.317
DOI: 10.17587/mau.17.32-36
B. C. Мелентьев, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, vs_mel@mail.ru, В. И. Батищев, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, vib@list.ru, Ю. М. Иванов, ст. науч. сотр., fuego27@rambler.ru, Самарский государственный технический университет, Самара
Анализ и совершенствование методов и систем измерения частоты гармонических сигналов*
Коротко рассмотрены проблемы, возникающие при измерении частоты сигнала. Для решения задачи сокращения времени измерения в узком диапазоне частот входного сигнала предложено использовать априорную информацию о модели измерительного сигнала. Рассмотрен новый метод измерения частоты гармонического сигнала, основанный на формировании дополнительного напряжения, сдвинутого относительно входного на произвольный угол, и использовании мгновенных значений входного и дополнительного сигналов для определения частоты. В отличие от известных, метод позволяет определять частоту за время, значительно меньшее периода входного сигнала. Приведена структурная схема средства измерения, реализующего метод. Проведен анализ погрешности, обусловленной отклонением реального периодического сигнала от гармонической модели. Показано, что значение погрешности в значительной мере определяется не только гармоническим составом реального сигнала, но и длительностью образцового интервала времени и угла сдвига дополнительного сигнала относительно входного. Приведены результаты анализа погрешности, возникающей из-за неидеальности фазосдвигающего блока, предназначенного для формирования дополнительного сигнала. Рассмотрены вопросы уменьшения погрешностей за счет изменения параметров измерительного процесса.
Ключевые слова: частота, гармоническая модель, мгновенные значения сигналов, средство измерения, фазосдвигающий блок, погрешность
С. 32—36
*Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант 13-08-00173-а).
Содержание
|
УДК 658.512.6
DOI: 10.17587/mau.17.37-41
И. В. Майоров, руководитель отдела математического моделирования, imayorov@smartsolutions-123.ru, НПК "Разумные решения", Самара
Применение мультиагентной платформы для создания интеллектуальных систем управления ресурсами в реальном времени*
Рассматривается задача построения и применения мультиагентной платформы для создания интеллектуальных систем управления ресурсами в реальном времени. Предлагается метод многокритериального планирования производственных и транспортных ресурсов на основе модифицированной модели сети потребностей и возможностей (ПВ-сети) предприятий, в котором проводится поочередное улучшение различных критериев в зависимости от ситуации, отражаемой состоянием ресурсов и потоком входящих событий. Агенты ПВ-сети обладают собственными целевыми установками, но способны идти на уступки и компромиссы для достижения интереса системы в целом. Экспериментально показана возможность решения сложных задач управления ресурсами в реальном времени, которые не решаются или плохо решаются классическими методами и известными эвристиками. Разработанный метод и платформа применены при создании промышленных систем управления ресурсами в различных предметных областях, обеспечивая 20...40 %-ное повышение эффективности предприятий.
Ключевые слова: мультиагентная платформа, поддержка принятия решений, адаптивное планирование, мультиагентная технология, планирование в реальном времени, промышленные применения
С. 37—41
*Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и образования РФ.
|
УДК 658.512.6
DOI: 10.17587/mau.17.42-46
О. И. Лахин, руководитель направления аэрокосмических систем, lakhin@smartsolutions-123.ru, НПК "Разумные решения", г. Самара
Особенности реализации интерактивной мультиагентной системы построения программы полета, грузопотока и расчета ресурсов Российского сегмента Международной космической станции*
Рассматривается реализация интерактивной мультиагентной системы построения программы полета, грузопотока и расчета ресурсов Российского сегмента Международной космической станции. Система решает проблемы поддержки жизнедеятельности экипажа и обеспечения нормального функционирования Российского сегмента Международной космической станции (PC МКС), а также повышения эффективности принятия решений специалистами РКК "Энергия" при построении программы полета, грузопотока и расчета ресурсов PC МКС. Система реализует метод адаптивного планирования программы полета и грузопотока PC МКС в реальном времени, учитывающий приоритеты, правила, ограничения грузов и транспортных кораблей. Показано, что система способна гибко и эффективно адаптировать программу полета и план грузопотока PC МКС по событиям в реальном времени.
Ключевые слова: Российский сегмент Международной космической станции, адаптивное планирование, мультиагентные системы, программа полета, грузопоток, онтология
С. 42—46
*Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства науки и образования РФ.
|
УДК 681.5
DOI: 10.17587/mau.17.47-56
Ю. И. Мышляев, канд. техн. наук, доц., uimysh@mail.ru, Тар Яр Мьо, аспирант, brightxstar@gmail.com, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Калужский филиал
Алгоритмы скоростного биградиента с модифицированной эталонной моделью в задаче управления вибрационным гиpоскопом*
Рассматривается задача адаптивного управления одноосным вибрационным гироскопом с модифицированной моделью желаемой динамики механической подсистемы. В целях повышения астатизма системы и обеспечения гладкости управляющих сил по входам вводятся дополнительные интеграторы. Для системы с интеграторами методом скоростного биградиента синтезируется семейство гладких, релейных и комбинированных алгоритмов с настраиваемым многообразием. Рассмотрены схема синтеза алгоритмов, условия применимости, выполнен анализ устойчивости адаптивной системы управления, робастности и приводятся результаты моделирования системы.
Ключевые слова: метод скоростного биградиента, настраиваемый скользящий режим, одноосный вибрационный гироскоп, устойчивость, функция Ляпунова, робастность, модифицированная эталонная модель
С. 47—56
*Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Калужской области (грант № 14-48-03115).
|
УДК 629
DOI: 10.17587/mau.17.57-66
Н. Е. Зубов1, 2, д-p техн. наук, проф., nikolay.zubov@rsce.ru, М. В. Ли2, аспирант, marat.li@rsce.ru, Е. К. Ли1, аспирант, elen.k.lee@student.bmstu.ru, Е. А. Микрин1, 2, д-p техн. наук, акад. PAH, eugeny.mikrin@rsce.ru, В. Н. Рябченко1, 2, д-p техн. наук, проф., rvn@mes-centra.ru
1Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана,
2ОАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева
Алгоритм синтеза терминального управления выставкой космического аппарата в инерциальную систему координат*
Получен алгоритм синтеза терминального управления выставкой космического аппарата в инерциальную систему координат. Алгоритм основан на определении программных значений компонент вектора угловой скорости и решении задач их стабилизации, а также достижения требуемой конечной ориентации космического аппарата. Приведены в детерминированной постановке результаты математического моделирования, показывающие успешную работу предлагаемого алгоритма и высокую точность терминального управления для широкого диапазона начальных условий выполнения маневра.
Ключевые слова: инерциальная ориентация, математическая модель космического аппарата, терминальное управление, синтез программных значений угловой скорости
С. 57—66
*Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-11-00046)
|
УДК 623.746.-519
DOI: 10.17587/mau.17.67-72
Ю. Б. Кулифеев, д-р техн. наук, проф., гл. специалист, 7108113@mail.ru, Московский научно-производственный комплекс "Авионика" им. О. В. Успенского, М. М. Миронова, аспирант, 7108113@mail.ru, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)
Оптимизация траектории снижения тяжелого беспилотного летательного аппарата на этапе полной посадки
Изложена методика оптимизации траектории снижения тяжелого беспилотного летательного аппарата самолетного типа, обеспечивающей мягкую посадку на наземный аэродром. Приведены результаты математического моделирования режима полной посадки тяжелого беспилотного летательного аппарата при отслеживании желаемой траектории снижения, в основу алгоритмов канала автоматического управления продольным движением положен метод обратных задач динамики.
Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, пилотажно-навигационная система беспилотного летательного аппарата, модель продольного движения беспилотного летательного аппарата, прямой участок снижения, кривая выравнивания, посадка беспилотного летательного аппарата самолетного типа
С. 67—72
|
Наверх |
|