Главная
Новый номер
Указатель статей
Редколлегия
Авторам
Этика публикаций
Рецензирование статей
Рекламодателям
Издательство
Напишите нам
 

Аннотации статей журнала
"Мехатроника, автоматизация, управление"
№11. Том 16. 2015

УДК 681.511.4
DOI: 10.17587/mau.16.723-730
Н. В. Фалдин, д-р техн. наук, проф., nvfaldin@yandex.ru, А. В. Моржов, канд. техн. наук, доц., morzhov@mail.ru, Тульский государственный университет

Чувствительность вынужденных периодических движений релейной системы к изменению параметров объекта управления*

Рассматриваются системы с двухпозиционным релейным элементом и гладким нелинейным объектом управления, работающие в режиме вынужденных колебаний. Разработаны методы получения функций чувствительности характеристик периодического движения: периодической траектории, алгебраического критерия устойчивости. Приводится пример, иллюстрирующий получение функций чувствительности.
Ключевые слова: релейная система, вынужденные колебания, чувствительность, периодическая траектория, критерий устойчивости

С. 721—730

*Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 14-08-00662).

Содержание


УДК 681.587.72
DOI: 10.17587/mau.16.731-737
С. Г. Герман-Галкин, д-р техн. наук, проф., ggsg@yandex.ru, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики "ИТМО", Морская академия, г. Щецин, Польша, В. В. Лебедев, ген. дир., lebedevvv57@mail.ru, ОАО "Ковровский электромеханический завод", А. В. Бормотов, аспирант, art_b02@mail.ru, Санкт-Петербургский Балтийский государственный технический университет им. Д. Ф. Устинова "Военмех"

Модульная синхронная индукторная машина в системе электропривода

Представлены результаты исследований и модельных испытаний синхронной индукторной машины модульной конструкции. Выделен ряд положительных аспектов практической реализации данной конструкции и отличительных особенностей ее математического описания в сравнении с синхронной реактивной машиной модульной конструкции. Рассмотрен алгоритм расчета параметров машины и создана компьютерная модель электропривода в пакете MATLAB-Simulink.
Ключевые слова: модульная конструкция, вентильная синхронная индукторная машина, индуктивность, математическая модель, компьютерная модель, MATLAB-Simulink, Ansys Maxwell, электропривод

С. 731—737

Содержание


УДК 626.02.008
DOI: 10.17587/mau.16.738-743
В. Ф. Филаретов1, 2, д-p техн. наук, зав. лаб., filaret@pma.ru, А. Ю. Коноплин1, 2, ассистент, kayur-prim@mail.ru, А. В. Гетьман3, к-т техн. наук, доц., alexander_get@mail.ru,
1Институт автоматики и процессов управления ДВО PAH, Владивосток,
2Дальневосточный федеральный университет, Владивосток,
3Филиал ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова" (ТОВМИ им. С. О. Макарова), Владивосток

Экспериментальное определение коэффициентов вязкого трения для расчета силового воздействия на перемещающиеся звенья подводных манипуляторов*

Описан подход к экспериментальному определению коэффициентов вязкого трения, возникающего при поступательном перемещении звеньев подводного многозвенного манипулятора в водной среде. Эти коэффициенты необходимы для расчета силовых и моментных воздействий со стороны движущегося манипулятора на подводный аппарат в целях их последующей компенсации. На основе экспериментальных исследований определена зависимость указанных коэффициентов от угла наклона звена к набегающему потоку жидкости.
Ключевые слова: коэффициент вязкого трения, аэродинамический эксперимент, аэродинамическая труба, многозвенный манипулятор, подводный аппарат

С. 738—743

*Работа проводилась при финансовой поддержке Научного фонда ДВФУ (соглашение № 13-06-0112-м_а), Минобрнауки РФ (государственное задание 1141), а также РФФИ.

Содержание


УДК 004.896
DOI: 10.17587/mau.16.743-751
Е. И. Шестаков, студент, shestakov.ei@gmail.com, М. Ю. Васюта, студент, А. М. Косоруков, студент, С. А. К. Диане, аспирант, Я. В. Вершинин, студент, Московский государственный технический университет "МИРЭА"

Учебно-исследовательский комплекс на базе LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 для отработки технологий многоагентных робототехнических систем

Описывается учебно-исследовательский комплекс, разработанный на базе LEGO MINDSTORMS NXT 2.0, предназначенный для отработки методов и алгоритмов группового управления, а также проведения экспериментальных исследований, демонстрирующих принципы работы многоагентных робототехнических систем. Обсуждаются принципы построения таких систем, состав их программно-алгоритмического обеспечения, описывается предложенный вариант реализации. Приводятся результаты натурного эксперимента, показывающие работоспособность и эффективность применения многоагентных робототехнических систем.
Ключевые слова: многоагентная робототехническая система, групповое управление, автономный мобильный робот

С. 743—751

УДК 159.9:62
DOI: 10.17587/mau.16.751-756
С. Ф. Сергеев, д-р психол. наук, проф., s.f.sergeev@spbu.ru, Санкт-Петербургский государственный университет

Системно-психологические аспекты автоматизации и роботизации техногенных сред*

Исследуются методологические и психологические проблемы интеллектуализации глобальных техногенных сред и действующих в них агентов. Показаны научные предпосылки интеграции человека с техногенной средой. Рассматриваются свойства автономных агентов и интеллектных образований в искусственных средах.
Ключевые слова: аутопоэзис, роботизация, робоэтика, робот, искусственные среды, техногенный мир, техногенная среда, технобиод

С. 751—756

*Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 13-08-00161).

Содержание


УДК 621.396
DOI: 10.17587/mau.16.757-764
П. А. Горев1, 2, инженер, аспирант, gorev.pv@yandex.ru, В. Г. Костиков1, 3, д-р техн. наук, проф., нач. отдела, kvg303@yandex.ru,
1Национальный исследовательский технологический университет "Московский институт стали и сплавов",
2 Научно-исследовательский институт точных приборов, Москва
3Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО "Алмаз-Антей"

Метод обработки фазовых измерений глобальной спутниковой навигационной системы с использованием данных инерциальной навигационной системы

Предлагается метод, который позволяет оценить параметры навигационного сигнала, используя вспомогательную информацию от инерциальной системы или датчиков трансмиссии. Система была смоделирована с помощью программного пакета MATLAB/Simulink.
Ключевые слова: ГНСС, GPS, ГЛОНАСС, фазовые измерения, ИНС, МЭМС, одометры, Simulink

С. 757—764

УДК 531.383
DOI: 10.17587/mau.16.764-770
М. А. Барулина, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., marina@barulina.ru, Институт проблем точной механики и управления РАН, г. Саратов

Математическое обеспечение конечно-элементного моделирования микромеханических датчиков инерциальной информации в рамках неклассической теории изгиба

Полностью разработано математическое обеспечение трехмерного конечного балочного элемента для численного моделирования микромеханических датчиков инерциальной информации и их узлов, включающее в себя матрицу масс, матрицу жесткости, матрицу Кориолиса, центробежную матрицу. Разработанное математическое обеспечение четко обосновано использованием для его вывода вариационных принципов механики и уравнений Лагранжа 2-го рода и полностью учитывает неклассическую теорию изгиба Тимошенко и влияние гироскопического эффекта.
Ключевые слова: микромеханический гироскоп, микромеханический акселерометр, конечно-элементное моделирование, теория Тимошенко, вибрации, матрица масс, матрица жесткости, матрица Кориолиса, центробежная матрица

С. 764—770

УДК 629.73.018.7
DOI: 10.17587/mau.16.771-776
С. Г. Пушков, д-р техн. наук, гл. науч. сотр., nio9@lii.ru, ОАО "Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова", О. Н. Корсун, д-р техн. наук, проф., marmotto@rambler.ru, ФГУП "Государственный НИИ авиационных систем", А. А. Яцко, ассистент кафедры, up1098@yandex.ru, МГТУ им. Баумана

Оценивание погрешностей определения индикаторной земной скорости в летных испытаниях авиационной техники с применением спутниковых навигационных систем*

Рассмотрено решение задачи определения воздушной и индикаторной земной скоростей, используемое в технологии оценивания средств определения воздушных параметров (СВП) с применением спутниковых навигационных систем (СНС) при проведении испытаний воздушных судов (ВС) на неустановившихся режимах полета. Показаны основные источники погрешностей расчета скоростей, по результатам анализа получены оценки предельных значений погрешностей и сформулированы рекомендации по выполнению испытательных режимов.
Ключевые слова: самолет, приемники воздушных давлений, аэродинамические погрешности, летные испытания

С. 771—776

*Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект 12-08-00682.

УДК 681.518
DOI: 10.17587/mau.16.777-782
А. Н. Жирабок, д-р техн. наук, проф., Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, А. С. Якшин, инженер, ООО Эрланг Северо-Запад, г. Санкт-Петербург

Решение задачи диагностирования датчиков системы управления необитаемым подводным аппаратом*

Рассматривается задача диагностирования дефектов датчиков системы управления необитаемого подводного аппарата. Особенность задачи состоит в задании рассматриваемой системы убавления структурной схемой, содержащей передаточные функции и статические нелинейности.
Ключевые слова: нелинейные системы, структурные схемы, передаточные функции, статические нелинейности, диагностирование, наблюдатели состояния, необитаемые подводные аппараты, датчики системы убавления

С. 777—782

*Работа поддержана грантами Дальневосточного федерального университета и Минобрнауки РФ (государственное задание № 1141).

УДК 681.5
DOI: 10.17587/mau.16.783-792
Ю. И. Мышляев, канд. техн. наук, доц., uimysh@mail.ru, А. В. Финошин, ассистент, earlov@gmail.com, Тар Яр Мьо, аспирант, brightxstar@gmail.com, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Калужский филиал

Метод скоростного биградиента в задаче управления вибрационным гироскопом*

Рассматривается задача адаптивного управления одноосным вибрационным гироскопом. В целях повышения астатизма системы и обеспечения гладкости управляющих сил по входам вводятся дополнительные интеграторы. Для системы с интеграторами методом скоростного биградиента синтезируется семейство гладких, релейных и комбинированных алгоритмов с настраиваемым многообразием. Приводится методика синтеза алгоритмов, условия применимости, анализ устойчивости адаптивной системы управления, робастности и результаты моделирования.
Ключевые слова: метод скоростного биградиента, настраиваемый скользящий режим, вибрационный гироскоп, устойчивость, функция Ляпунова

С. 783—792

*Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Калужской области (грант № 14-48-03115).

Наверх