Главная
Новый номер
Указатель статей
Редколлегия
Авторам
Этика публикаций
Рецензирование статей
Рекламодателям
Издательство
Напишите нам
 

Аннотации статей журнала
"Мехатроника, автоматизация, управление"
№9. Том 16. 2015

УДК 519.6, 62-50
DOI: 10.17587/mau.16.579-584
М. М. Гурарий, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., gourary@ippm.ru, М. М. Жаров, канд. техн. наук, вед. науч. сотр., zarov@ippm.ru, С. Г. Русаков, чл.-корр. PAH, д-p техн. наук, гл. науч. сотр., rusakov@ippm.ru, С. Л. Ульянов, д-р техн. наук, зав. отд., ulyas@ippm.ru, Л. С. Ходош, канд. техн. наук, ст. науч. coтp., khod@ippm.ru, Институт проблем проектирования в микроэлектронике PAH, Москва

Эффективный алгоритм реализации метода векторной аппроксимации в задачах идентификации передаточных функций динамических систем

Предлагается новый алгоритм для решения линейной системы в рамках известного метода векторной аппроксимации (Vector Fitting), ориентированного на формирование рациональной передаточной функции линейной динамической системы. Алгоритм основан на использовании особенностей структуры матрицы метода векторной аппроксимации при ее QR-разложении. Проведенные численные эксперименты подтвердили существенное сокращение вычислительных затрат. Кроме того, показано, что новый алгоритм обеспечивает улучшение точности и требует существенно меньше памяти по сравнению со стандартным подходом.
Ключевые слова: векторная аппроксимация, макромодель, метод наименьших квадратов, передаточная функция, решение линейных систем, разреженная матрица, частотная характеристика

С. 579—584

Содержание


УДК 004.75
DOI: 10.17587/mau.16.585-598
А. И. Каляев, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., anatoly@kalyaev.net, И. А. Каляев, чл.-корр. РАН, д-р техн. наук, проф., директор, kaliaev@mvs.sfedu.ru, Научно-исследовательский институт многопроцессорных вычислительных систем имени академика А. В. Каляева Южного федерального университета, г. Таганрог

Метод децентрализованного управления распределенной системой при выполнении потока заданий

Рассматривается задача управления распределенной системой с сетевой архитектурой, состоящей из множества объектов, объединенных каналом связи и совместно участвующих в выполнении потока потребительских заданий. При этом полагается, что каждое потребительское задание состоит из набора связных операций и может поступать в произвольный момент времени. Предлагается метод децентрализованного управления распределенной системой с помощью множества устройств управления отдельных объектов, входящих в ее состав. Приводятся алгоритмы функционирования устройств управления отдельных объектов распределенной системы для четырех вариантов исходной постановки задачи управления. В заключении приводятся результаты экспериментальных исследований предложенных алгоритмов на программной модели распределенной системы.
Ключевые слова: распределенная система, поток заданий, децентрализованное управление, сетевое планирование операций, автоматическое распределение

С. 585—598

Содержание


УДК (004.934:629.7.05):001.5
DOI: 10.17587/mau.16.599-604
О. Н. Корсун, д-р техн. наук, проф. marmotto@rambler.ru, ФГУП "Государственный институт авиационных систем" ГНЦ РФ, г. Москва, А. Ш. Габдрахманов, аспирант, besha5500@mail.ru, Е. И. Михайлов, студент, М. З. Нахаев, студент, Московский физико-технический институт, г. Москва, А. К. Тулекбаева, канд. техн. наук, зав. каф., Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Чимкент, Республика Казахстан

Алгоритм автоматического распознавания речевых команд, инвариантный к изменению языка*

Рассматривается проблема применимости разработанных помехоустойчивых алгоритмов автоматического распознавания речевых команд к другим языкам в целях совершенствования интерфейса бортового оборудования современных самолетов и других технических систем. Описываются алгоритм параметризации речевого сигнала, метод формирования эталона, алгоритм сравнения и подавления акустических помех, основанный на линейной регрессии и применении дополнительного микрофона. Представлены результаты нескольких серий экспериментов для русского, казахского и таджикского языков, показывающие, что описанные алгоритмы остаются работоспособными и не нуждаются в изменениях при распознавании слов на другом языке.
Ключевые слова: автоматическое распознавание речи, помехоустойчивые алгоритмы распознавание речи, речевое управление бортовым оборудованием самолета, инвариантность алгоритма к другим языкам

С. 599—604

*Pабота выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 12-08-00670-а.

Авторы выражают особую благодарность за помощь в наборе речевого материала на казахском языке сотрудникам кафедры "Стандартизация и сертификация " Южно-Казахстанского Государственного университета им. М. Ауэзова, г. Чимкент, Республика Казахстан: преподавателю магистру Бакытжанову Сабиту, старшему преподавателю магистру Сарсенбай Сабыру Омирбаевичу, канд. техн. наук доценту Ешанкулову Амирхану Айткуловичу, преподавателю магистру Жолдасбековой Гаухар Шаяхметовне, преподавателю магистру Макулбековой Гульназ Оразбековне.

Содержание


УДК 004.8(075.8)
DOI: 10.17587/mau.16.604-616
А. В. Смеюха, студент, annatutta@gmail.com, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Б. Е. Федунов, д-р техн. наук, проф., нач. сектора, boris_fed@gosniias.ru, ГосНИИАС, Москва

Математическое моделирование процесса решения тактических задач экипажем антропоцентрического объекта

Показана возможность создания математической модели работы оператора в типовых быстрых ситуациях (ТБС) функционирования антропоцентрических объектов (пилотируемых летательных аппаратов, транспортных средств и других технических систем с операторами). Модель оператора разрабатывается для каждой ТБС и состоит из двух блоков: блока имитации бортовых алгоритмов (ИБА), поставляющих информацию на информационно-управляющее поле (ИУП) в этой ТБС, и блока ситуационного управления (БСУ), имитирующего алгоритмы деятельности оператора при имеющейся текущей информации на ИУП и с имеющимися там органами управления.
Описывается процедура совместной разработки графа решений оператора и схемы бортовых алгоритмов в ТБС, необходимых для создания упомянутой математической модели работы оператора в ТБС. Также представлена совместная разработка ИБА и БСУ.
На примере антропоцентрического объекта "Истребитель F-16M3" демонстрируется работоспособность предлагаемого подхода.
Ключевые слова: типовые быстрые ситуации, информационно управляющее поле, бортовое алгоритмическое и индикационное обеспечение, граф решений оператора, блок ситуационного управления, блок имитации бортовых алгоритмов

С. 604—616

УДК 804.94:519.711.3
DOI: 10.17587/mau.16.617-624
В. И. Потапов, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, ivt@omgtu.ru, Омский государственный технический университет

Задачи и численные алгоритмы оптимизации надежности аппаратно-избыточной технической системы в конфликтной ситуации при различных стратегиях защиты от атак противника

Поставлены и решены четыре задачи оптимизации надежности аппаратно-избыточной технической системы, участвующей в конфликтной ситуации, при различных стратегиях защиты от нападающей стороны путем соответствующего выбора стратегии защиты путем замещения избыточными резервными блоками отказавших блоков под воздействием атак противника, направленных на увеличение интенсивности их отказов в процессе конфликта. Для решения всех рассмотренных задач разработаны численные алгоритмы, легко реализуемые на современных персональных компьютерах.
Ключевые слова: математическая модель, численный алгоритм, конфликтная ситуация, оптимизация надежности, стратегия защиты

С. 617—624

Содержание


УДК 681.587.72
DOI: 10.17587/mau.16.625-631
С. Г. Герман-Галкин, д-р техн. наук, проф., ggsg@yandex.ru, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики "ИТМО", Морская академия, г. Щецин, Польша, А. В. Бормотов, аспирант, art_b02@mail.ru, Санкт-Петербургский Балтийский государственный технический университет им. Д. Ф. Устинова "Военмех"

Аналитическое и модельное исследование модульной синхронной реактивной машины в системе электропривода

Представлены результаты исследований и модельных испытаний синхронной реактивной машины модульной конструкции. Выделен ряд положительных аспектов практической реализации данной конструкции и отличительные особенности ее математического описания. Рассмотрен алгоритм расчета параметров элементарного модуля машины и создана компьютерная модель электропривода в пакете MATLAB-Simulink, подтвердившая заложенные при проектировании предельные характеристики машины.
Ключевые слова: модульная конструкция, вентильная синхронная реактивная машина, математическая модель, компьютерная модель, пакет MATLAB-Simulink, пакет Ansys Maxwell, электропривод

С. 625—631

УДК 681.515.8
DOI: 10.17587/mau.16.631-636
H. С. Земцов, аспирант, nikita.zemtsov@tul.cz, Либерецкий технический университет, г. Либерец, Чешская Республика, Г. А. Французова, д-р техн. наук, проф., frants@ac.cs.nstu.ru, Новосибирский государственный технический университет

Синтез ПИД регулятора для системы управления прямоточным котлом*

Обсуждается задача синтеза системы управления для прямоточного котла. Рассматривается упрощенная модель одного из нагревателей, для которого с учетом возможности измерения промежуточной переменной предлагается формировать каскадное управление. Показано, что во внутреннем контуре достаточно применения типового П регулятора. Параметры внешнего контура нагревателя нестационарны и существенно зависят от нагрузки на котел, поэтому предлагается использовать ПИД регулятор, коэффициенты которого рассчитываются на основе метода локализации. Представлены результаты моделирования, подтверждающие работоспособность системы управления нагревателем для основных режимов функционирования.
Ключевые слова: прямоточный котел, нагреватель, каскадное управление, нестационарный объект, ПИД регулятор, метод локализации

С. 631—636

*Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России по государственному заданию № 2014/138, тема проекта "Новые структуры, модели и алгоритмы для прорывных методов управления техническими системами на основе наукоемких результатов интеллектуальной деятельности".

УДК 531.383
DOI: 10.17587/mau.16.637-642
В. В. Алешкин, д-р техн. наук, проф., aieshkinvv@ya.ru, П. К. Плотников, д-р техн. наук, проф., pribor@sstu.ru, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Саратов

Экспериментальное подтверждение снижения погрешностей блока гироскопических измерителей угловой скорости за счет алгоритмической компенсации

Экспериментально подтверждается эффективность асимптотического подхода к решению задачи определения компонентов вектора абсолютной угловой скорости объекта по информации блока трех двухстепенных гироскопов. Применение алгоритмов, построенных на основе уравнений обратной задачи для блока трех гироскопических измерителей угловой скорости, позволяет значительно снизить как постоянные составляющие, так и мгновенные значения погрешностей оценивания угловых скоростей.
Ключевые слова: блок датчиков, методические погрешности, алгоритмическая компенсация, результаты экспериментов

С. 637—642

УДК 629.73.533.6
DOI: 10.17587/mau.16.642-647
Е. С. Чувашева, ст. преподаватель, chuvashevalena@gmail.com, С. Н. Чувашев, д-р физ.-мат. наук, проф., snchuv@mail.ru, МАГИ имени К. Э. Циолковского

Об эффективности применения изобарических режимов на гиперзвуковых летательных аппаратах

С помощью разработанной комплексной модели высокоскоростных летательных аппаратов исследуется эффективность применения системы снижения аэродинамического сопротивления на основе активного воздействия на гиперзвуковой поток путем инжекции легкого газа в изобарическом режиме. Сравнение с аппаратом, в котором соответствующее аэродинамическое сопротивление компенсируется двигателем, показало, что применение указанной системы может существенно (примерно вдвое) снизить стартовую массу аппарата.
Ключевые слова: высокоскоростные летательные аппараты, аэродинамическое сопротивление, активное воздействие, изобарический режим, комплексные модели

С. 642—647

Наверх