Главная
Новый номер
Указатель статей
Редколлегия
Авторам
Этика публикаций
Рецензирование статей
Рекламодателям
Издательство
Напишите нам
 

Аннотации статей журнала
"Мехатроника, автоматизация, управление"
№4. Том 16. 2015

УДК 681.513.66
В. Х. Пшихопов, д-р техн. наук, профессор, pshichop@rambler.ru, М. Ю. Медведев, д-р техн. наук, профессор, medvmihal@sfedu.ru, В. А. Крухмалев, аспирант, doc61rus@gmail.com, Южный федеральный университет, 347928, г. Таганрог, Россия

Базовые алгоритмы адаптивного позиционно-траекторного управления подвижными объектами при позиционировании в точке

Рассматривается задача позиционирования подвижного объекта в точке при наличии неизмеряемых возмущений. Предлагается структура адаптивной позиционно-траекторной системы с эталонной моделью и интегральным или пропорционально-интегральным алгоритмом адаптации. Проводится синтез адаптивных регуляторов и анализ устойчивости замкнутых систем. Приводятся результаты моделирования замкнутых систем с синтезированными алгоритмами адаптивного управления при постоянных и переменных возмущениях детерминированного характера.
Ключевые слова: позиционно-траекторное управление, адаптивное управление, подвижный объект, эталонная модель

С. 219—225

Работа поддержана грантом Президента Российской Федерации № HШ-3437.2014.10 и грантом РФФИ 13-08-00315а.

Содержание


УДК 517.72
В. Г. Козырев, канд. техн. наук, доц., vldr.kzrv@yandex.ru, Севастопольский государственный университет

Асимптотическое разложение закона терминального управления выходом разнотемповых систем

Получено рациональное по форме асимптотическое разложение закона терминального управления выходом разнотемповых систем в форме синтеза. Использование пограничных функций делает его равномерным на отрезке времени управления. Для разложения доказаны усиленные оценки точности.
Ключевые слова: терминальное управление, разнотемповая динамика, малый параметр, сингулярные возмущения, асимптотическое приближение, метод пограничного слоя

С. 225—231

Содержание


УДК 519.6
А. Г. Ченцов, чл.-корр. PAH, гл. науч. сотр., проф., chentsov@imm.uran.ru, М. С. Кошелева, мл. науч. сотр., инженер-исследователь, kosheleva.ms@gmail.com, Институт математики и механики имени Н. Н. Красовского УрО PAH, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

Динамическое программирование в задаче курьера со стоимостями, зависящими от списка заданий

Построена схема независимых вычислений функции Беллмана для задачи курьера (задача коммивояжера с условиями предшествования), в которой стоимости зависят от списка невыполненных (на текущий момент) заданий. Постановка и методы решения ориентированы на применение в задаче о демонтаже энергоблока АЭС, выведенного из эксплуатации.
Ключевые слова: динамическое программирование, маршрут, условия предшествования, существенные списки (заданий), слои пространства позиций, независимые вычисления, функция Беллмана

С. 232—244

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проекты № 13-08-00-643-а, № 14-08-00419).

Содержание


УДК 623
А. В. Андронов, канд. техн. наук, вед. инженер, andronov.plk@mail.ru, Г. П. Шибанов, д-р техн. наук, проф., вед. науч. сотр., gpshibanov@mail.ru, Государственный летно-испытательный центр им. В. П. Чкалова, Ахтубинск

Современная технология научного выбора наиболее перспективного образца техники из ряда образцов аналогичного назначения

Рассмотрено применение технологии сравнительной количественной оценки объектов техники на примере средних (оперативно-тактических) самолетов военно-транспортной авиации. Используется минимаксный подход к оптимизации критериев оценки.
Ключевые слова: современная технология, оценка, оптимизация, критерии, образец, летательный аппарат

С. 245—249

Содержание


УДК 004.272.34
В. Ю. Мусатов, канд. техн. наук, доц., vmusatov@mail.ru, И. В. Киселев*, канд. физ.-мат. наук, науч. сотр., А. С. Варежников, аспирант, А. А. Большаков, д-р техн. наук, проф., В. В. Сысоев, д-р техн. наук, проф., robsii@sstu.ru, СГТУ, г. Саратов
* Институт микроструктурных технологий, Карлсруэ, Германия

Анализ возможностей применения в газоаналитических приборах вида "электронный нос" на основе однокристальных чипов переходных электрических процессов в сенсорных сегментах при воздействии различных газов

Рассматривается возможность использования эффектов зарядки/разрядки газочувствительного оксида металла при приложении продольного электрического поля и их различий при воздействии различных газовых сред в целях селективного определения последних. Исследуется возможность применения формы распределения электрического потенциала вдоль оксидного слоя как "образа" газа и ее анализа методами распознавания образов на основе линейно-дискриминантного анализа и метода главных компонент.
Ключевые слова: "электронный нос", газовый сенсор, мультисенсорная микросистема, анализ газов, распознавание образов

С. 250—254

Авторы благодарят за сотрудничество сотрудников групп д-ра М. Зоммера и д-ра М. Брунса (Технологический Институт Карлсруэ, Германия), а также за частичную поддержку работы в рамках госзадания Минобрнауки РФ, договор № 8.236.2014/K.

Содержание


УДК 681.511.46
О. С. Колосов, д-р техн. наук, проф., KolosovOS@mpei.ru, Д. Н. Анисимов, канд. техн. наук, доц., Д. В. Хрипков, аспирант, Национальный исследовательский университет "МЭИ"

Исследование многоуровневых нечетких диагностических систем с использованием стохастической модели

Проводится анализ эффективности работы диагностических систем малых размерностей (2...3 неисправности) при малом числе признаков (1...3). Системы базируются на нечетком логическом выводе. Исследования проводятся с применением стохастической модели объекта. Показывается, что диагностические системы полной размерности во многих случаях не обеспечивают однозначное и качественное решение задачи диагностики.
Ключевые слова: стохастическая модель, нечеткая логика, многоуровневая система

С. 254—261

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект 13-01-00082а).

Содержание


УДК 17.519:62.50:681.306
М. В. Сержантова, канд. техн. наук, доц., 12noch@mail.ru, А. В. Ушаков, д-р техн. наук, проф., Ushakov_AVG@yandex.ru, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Рекреативный интервал в проблеме управления производительностью деятельности антропокомпонента-оператора в квазистатической функциональной среде

Рассматривается проблема моделирования функциональной деятельности антропокомпонента-оператора (АКО) в классе аддитивных системных представлений, основными показателями которой являются производительность деятельности АКО за время рабочей смены и выработка готовой продукции к ее концу. При моделировании выделяются ключевые моменты деятельности АКО, определяющие его реальную производительность с учетом процессов врабатывания, уставания, восстановления его функциональных возможностей в рекреативный интервал. Полученная модель позволяет установить аналитические связи производительности АКО с продолжительностью рекреативного интервала как системного гаранта компенсации усталости. Это позволяет управлять ходом и результатами функциональной деятельности АКО путем использования дополнительного ресурса потенциала форсирования функциональной деятельности АКО.
Ключевые слова: рекреативный интервал, производительность деятельности, антропокомпонент-оператор, квазистатическая функциональная среда, экспоненциальная аппроксимация

С. 262—267

Статья поддержана Правительством Российской Федерации (Грант 074-U01), Министерством образования и науки Российской Федерации (Проект 14. Z50.31.0031).

УДК 629. 73.018. 7
О. Н. Корсун, д-р техн. наук, проф., marmotto@rambler.ru, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, г. Москва, С. В. Николаев, начальник отделения — старший инженер-испытатель, nikozavr@mail.ru, Государственный летно-испытательный центр им. В. П. Чкалова, г. Ахтубинск

Методика идентификации аэродинамических коэффициентов продольного движения самолета в эксплуатационном диапазоне углов атаки

Представлена методика идентификации аэродинамических коэффициентов продольного движения самолета в эксплуатационном диапазоне углов атаки с учетом нелинейностей и изменения работы двигателя. Рассмотрены основные этапы методики идентификации. Показаны результаты апробации методики на примере современного маневренного самолета. Отличительной особенностью методики является ориентация на повышение технологичности процедур идентификации и наглядности отображения результатов, что достигается за счет специально разработанного алгоритмического и программного обеспечения, включающего единый, удобный для пользователей графический интерфейс.
Ключевые слова: идентификация, методика, летные испытания, аэродинамические коэффициенты

С. 269—276

Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 12-08-00682-а.

УДК 656.7:004.021; 004.4
С. Н. Лосев, специалист, В. И. Макаренко, специалист, Н. Н. Подольская, специалист, podolsky47@inbox.ru, ЗАО "ВНИИРА-ОВД", г. Санкт-Петербург

Вероятностно-геометрический метод среднесрочного обнаружения конфликтов между воздушными судами

Представлен метод обнаружения конфликтов между воздушными судами в воздухе на интервале прогнозирования до 20 минут, основанный на сопоставлении текущих планов полета и реализованный в составе системы управления воздушным движением. Метод является комбинированным, сочетающим в себе геометрический и вероятностный алгоритмы.
Ключевые слова: управление воздушным движением, среднесрочное обнаружение конфликтов, безопасность полетов, режим реального времени

С. 277—282

УДК 626.02.008
В. Ф. Филаретов1, 2, д-р техн. наук., проф., зав. лаб., filaret@pma.ru, А. В. Зуев1, 2, канд. техн. наук, мл. науч. сотр., zuev@iacp.dvo.ru, А. Н. Жирабок2, 3, д-р техн. наук., проф., zhirabok@mail.ru, А. А. Проценко2, инженер, pro293133@gmail.com, B. Subudhi4, Professor, bidyadharnitrkl@gmail.com
1Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, 690041, г. Владивосток
2Дальневосточный федеральный университет, Владивосток,
3Институт прикладной математики ДВО РАН, Владивосток,
4National Institute of Technology Rourkela, India

Метод синтеза систем непрерывной аккомодации к дефектам в навигационно-пилотажных датчиках автономных подводных роботов

Обсуждается метод синтеза высококачественных систем непрерывной аккомодации к дефектам, возникающим в навигационно-пилотажных датчиках движущихся автономных подводных роботов. Предложенный метод основан на использовании кинематических моделей этих роботов и специального комплексирования данных, получаемых от их бортовых датчиков. Достоинством метода является простота реализации и высокая точность компенсации выявляемых дефектов в условиях неопределенности и существенной переменности параметров окружающей среды.
Представлены результаты моделирования, подтверждающие высокую эффективность функционирования синтезированной системы аккомодации.
Ключевые слова: автономный подводный робот, дефект, навигационно-пилотажные датчики, диагностирование, аккомодация

С. 282—288

Работа проводилась при финансовой поддержке Научного фонда ДВФУ (соглашение № 13-06-0112-м_а), Минобрнауки РФ (государственное задание 1141), а также РФФИ.

Наверх