|
УДК 519.7:51.7:681.518
И. Б. Ядыкин, д-р техн. наук, проф., зав. лаб., Jad@ipu.ru, Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова PАН, Москва
Частотный метод анализа устойчивости слабоустойчивых линейных динамических систем
Предложен частотный метод решения прямого дифференциального и алгебраического уравнений Ляпунова во временной и частотной областях. Особенность нового подхода состоит в применении разложения грамианов в виде сумм матричных квадратичных форм, формируемых с помощью матриц Фаддеева, причем каждая форма представляет собой решение линейного матричного алгебраического уравнения, соответствующего отдельному комбинационному собственному числу матрицы. Для слабоустойчивых динамических систем с одним входом и одним выходом, функционирующих на границе устойчивости, получены асимптотические оценки Н2-нормы передаточной функции системы, которые могут служить оценкой риска потери устойчивости.
Ключевые слова: матричное уравнение Ляпунова, системы с одним входом и одним выходом, Н2-норма, асимптотические модели слабоустойчивой системы, оценки риска потери устойчивости
С. 3 – 9
Содержание
|
УДК 517.977.58
И. В. Некрасов, канд. техн. наук, вед. специалист, ivannekr@mail.ru
ООО "ПСИ", г. Москва
Оптимизация ступенчатого управления дискретной системой методом частично-целочисленного программирования
Обсуждаются вопросы синтеза алгоритмов оптимального цифрового управления динамическими системами с применением методов математического программирования. Рассмотрен частный случай многопозиционного релейного закона управления (ступенчатое управление). Синтез оптимальной стратегии управления осуществлен на основе решения задачи частично-целочисленного программирования. В процессе решения оптимизационной задачи требования дискретности накладываются только на искомые значения управляющего сигнала. Непосредственно вычислительная процедура алгоритма оптимального управления основывается на методе ветвей и границ.
Ключевые слова: дискретные системы, оптимальное управление, многопозиционное реле, ступенчатое управление, целочисленное программирование, метод ветвей и границ
С. 9 – 13
Содержание
|
УДК 681.518:629.4
И. А. Каляев, д-р техн. наук, директор, В. Н. Котов, канд. техн. наук, зам. директора, И. П. И. П. Щеpбинин, вед. конструктор, ivan_tech@mail.ru, НИИ многопроцессорных вычислительных систем имени академика А. В. Каляева ЮФУ, М. Н. Красильщиков, д-р техн. наук, зав. кафедрой, В. Н. Евдокименков, д-р техн. наук, проф., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Особенности программно-аппаратной реализации распределенной информационной системы мониторинга технического состояния элементов подвижного состава РЖД
Рассмотрен подход к построению встраиваемой системы диагностики подвижного состава (ПС) на основе мультиагентных технологий. В качестве основы реализации системы рассмотрено использование интеллектуальных датчиков (ИД) физических величин, обеспечивающих непрерывный контроль параметров состояния ПС. Для такой реализации определены форма представления общей задачи системы по оценке технического состояния и пути ее решения за счет консолидации ресурсов ИД. Рассмотрены особенности аппаратного обеспечения системы. Определена структура программной реализации системы и предложен обобщенный алгоритм функционирования агента ИД, а также указаны направления его дальнейшего совершенствования в целях практической реализации.
Ключевые слова: встраиваемая система диагностики подвижного состава, сеть интеллектуальных датчиков, мультиагентные технологии
Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 12-08-13119-офи_м_РЖД)
С. 14 – 20
Содержание
|
УДК 004.896
В. М. Лохин, д-р техн. наук, проф., С. В. Манько, д-р техн. наук, проф., зав. лаб., М. П. Романов, д-р техн. наук, проф., декан, С. А. К. Диане, аспирант, ассистент, П. Э. Трипольский, канд. техн. наук, доц., С. А. Карпов, аспирант cpd@mirea.ru, МГТУ MИPЭA
Модели и алгоритм оценки численности состава мультиагентных робототехнических систем
Предлагаются методика и алгоритмы для расчета оценок численности состава мультиагентных робототехнических систем с учетом особенности решаемых прикладных задач и специфики используемых моделей планирования заданий. Приводятся результаты моделирования, подтверждающие адекватность развиваемого подхода.
Ключевые слова: мультиагентная робототехническая система, групповое управление роботами, графовые модели планирования заданий, численность робототехнической группировки
С. 20 – 23
Содержание
УДК 004.3, 004.942, 519.876.5
В. А. Мaртынюк, канд. техн. наук, доц., martrk6@gmail.com, В. А. Тpудоношин, канд. техн. наук, доц., trudonoshin@mail.ru, В. Г. Федорук, канд. техн. наук, доц., fedoruk.bmstu@mail.ru, Е. В. Федорук, ст. преподаватель, evfedoruk@gmai.com, МГТУ им. Н. Э. Баумана
Решение обратной задачи динамики в механике на примере трипода
Рассмотрена методика решения обратной задачи динамики в механике с помощью программных систем моделирования сложных технических объектов. Показаны математические основы ее решения, приведен тестовый пример, подтверждающий корректность методики.
Ключевые слова: САПР, моделирование, математическая модель, механические системы, динамика, обратная задача
С. 24 – 27
Содержание
|
УДК 681.51
С. Л. Зенкевич, д-р физ.-мат. наук, проф., zenkev@bmstu.ru, Н. К. Галустян, аспирант, nakergalustyan@gmail.com Научно-учебный центр "Робототехника" МГТУ им. Н. Э. Баумана
Разработка математической модели и синтез алгоритма угловой стабилизации движения квaдpoкoптеpa
Обсуждается задача угловой стабилизации квадрокоптера — беспилотного летательного аппарата, выполненного по вертолетной схеме с четырьмя пропеллерами. Рассмотрено решение этой задачи, включающее в себя следующие этапы: разработка и верификация математической модели движения квадрокоптера, линеаризация математической модели, синтез алгоритма угловой стабилизации квадрокоптера методом аналитического конструирования оптимального регулятора. Приведены результаты моделирования с применением разработанного алгоритма угловой стабилизации.
Ключевые слова: квадрокоптер, математическая модель, угловая стабилизация
С. 27 – 32
Содержание
УДК 681.5
В. В. Путов, д-р техн. наук, проф., декан, зав. кафедрой, wputov@mail.ru, А. В. Путов, канд. техн. наук, доц., Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ", Б. P. Андриевский, д-р техн. наук, проф, Институт проблем машиноведения РАН
Управление торможением транспортных колес с электромеханическими движителями
Предлагается математическая модель, описывающая динамическое поведение тормозящего транспортного колеса с пневматической шиной и электромеханическим движителем, одновременно учитывающая упругие свойства механической трансмиссии и шины с падающей характеристикой сухого трения (эффект Штрибека). Строятся прямая, непрямая и комбинированная системы адаптивного управления тормозными режимами транспортного колеса с одновременным подавлением средствами управления влияния упругих деформаций трансмиссии. Приводятся некоторые результаты исследований и дается сравнительный анализ эффективности построенных адаптивных систем.
Ключевые слова: торможение транспортного колеса с электромеханическим движителем; математическая модель, учитывающая упругие свойства пневматической шины и сухое трение с падающей характеристикой; прямая, непрямая и комбинированная адаптивные системы управления торможением; сравнительный анализ эффективности адаптивных систем.
С. 33 – 40
|
УДК 519.23
Ю. И. Буряк, канд. техн. наук, нач. подразделения, buryak@gosniias.ru, А. А. Скрынников, канд. техн. наук, вед. инженер, A1260@mail.ru, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем, г. Москва
Разработка модели классификатора объектов, движущихся в составе группы, на базе использования средств радиочастотной идентификации
Предложен подход к решению задачи оценки очередности движения маркированных радиочастотными метками объектов посредством обработки откликов, полученных после их периодического зондирования опросными импульсами. Сформирован критерий выбора объекта, стоящего первым в очереди, проведена оценка риска применения данного критерия с использованием математического аппарата статистического анализа и проверки гипотез. Приведены результаты экспериментальных исследований и параметрического анализа в широком диапазоне изменения условий движения объектов в группе, доказывающие применимость предложенного подхода.
Ключевые слова: радиочастотная идентификация, авиационные компоненты, статистический анализ, проверка гипотез
С. 42 – 47
|
УДК 004.3
А. О. Лавров1, нач. лаб., В. В. Петров2, аспирант, pitt.oldcastle@gmail.com, Б. Е. Федунов1, д-р техн. наук, проф.,
1ФГУП ГосНИИАС,
2Московский авиационный институт (национальный исследовательский институт)
Оперативное конструирование двумерной траектории выхода объекта в заданную точку с заданным курсом. Часть 2
Представлен синтез управления объектом, позволяющий объекту выйти из текущего положения в заданную точку с заданным курсом при возможном появлении зоны угроз, в которую объект не должен заходить.
Ключевые слова: траектории, обход угрозы, выход из зоны угрозы, заход на цель
С. 48 – 55
Содержание
УДК 623.451.8.054.93
М. Н. Правидло, д-р техн. наук, проф., В. А. Нестеров, д-p техн. наук, проф., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), А. Н. Беляев, начальник конструкторского отдела, alex_jc@mail.ru, ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" имени И. И. Торопова"
Анализ адаптивной замкнутой системы отделения авиационных средств поражения. Часть 2
Разрабатывается математическая модель динамики авиационных бомбардировочных средств поражения, отделяемых адаптивной замкнутой системой принудительного отделения, функционирующей без использования априорных данных о действующих на авиационное средство поражения нагрузках с учетом аэродинамической интерференции. Анализируются технические характеристики адаптивной установки авиационного вооружения, а также предлагается структурная схема и основные алгоритмы регулирования, полученные в результате анализа требований к параметрам отделения грузов.
Ключевые слова: установка авиационного вооружения, авиационное средство поражения, адаптивная система катапультирования, принудительное отделение, аэродинамическая интерференция, катапультирование, условия безопасного отделения, пространственная устойчивость, замкнутый контур управления
С. 56 - 61
Содержание
УДК 629.7
Л. Н. Александровская, д-р техн. наук, проф., гл. науч. сотр., В. Г. Борисов, канд. техн. наук, вед. инженер, В. Н. Мазур, канд. техн. наук, нач. сектора, С. В. Хлгатян, канд. техн. наук, ст. науч. сотр., А. Е. Ардалионова, инженер,
aomiea@aviapribor.ru, Московский институт электромеханики и автоматики
Непараметрические методы оценки соответствия требований кбезопасности автоматической посадки самолетов нормам летной годности
Рассматриваются особенности, возникающие при работе с большими объемами выборок (n = 100000...1000000), полученных при статистическом моделировании задач оценки безопасности автоматической посадки самолетов по П1 категории ИКАО, и выдаются рекомендации по обоснованию необходимых объемов статистических испытаний и построению процедур оценивания вероятностных показателей безопасности.
Ключевые слова: система автоматической посадки самолета, требования к безопасности, непараметрический толерантный интервал
С. 62 – 67
Содержание
УДК 551.46.077:629.584
А. А. Кушнеpик1, инженер-конструктор, Д. Н. Михайлов1, инженер, Н. С. Сеpгеенко1, аспирант, А. Ф. Щеpбатюк1, чл.-корр. РАН, зав. лаб., alex-scherba@yandex.ru, В. А. Гой2, магистрант, И. Е. Туфанов2, науч. сотр., Ф. С. Дубpовин2, науч. сотр.
1 Институт проблем морских технологий ДВО PАН, г. Владивосток
2 Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Морской робототехнический комплекс, включающий автономные необитаемые подводный и водный аппараты
Рассмотрены основные системы, входящие в состав морского автономного робототехнического комплекса, который был разработан в 2013 г. в рамках госконтракта 14.А18.21.0283 в научно-образовательном центре (НОЦ) "Подводная робототехника", образованном на основе ДВФУи ИПМТ ДВО РАН. Представлены системы программного управления и навигации, которые обеспечивают совместную работу разнородных аппаратов в группе. Приведены некоторые результаты морских испытаний.
Ключевые слова: автономные необитаемые подводный и водный аппараты, система программного управления, система навигации и связи
С. 67 – 72
Содержание
Наверх |
|