|   | 
      
        
        
           
            |   Д. С.  Бирюков, аспирант, dbiryukov@list.ru, Н. А. Дударенко, канд. техн. наук., доц., dudarenko@yandex.ru, О. В. Слита, канд. техн. наук., доц., o-slita@yandex.ru, А.  В. Ушаков, д-р техн. наук, проф.,                ushakov-AVG@yandex.ru,   
              Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных  технологий, механики и оптики 
                 
                Конструирование объекта управления. Часть 1. Проблема редуцирования модели, размещения регулирующих органов,  измерительных устройств и оценки потенциальной робастности 
              В первой части статьи рассматриваются возможности использования  грамианов управляемости, наблюдаемости и кросс-грамиана для оптимального  формирования структуры регулирующих органов и измерительных устройств, а также  для редуцирования моделей динамических объектов. Положения этой части статьи  иллюстрируются примером. 
                Ключевые  слова: динамическая система, грамиан, редуцирование модели,  робастность 
              Стр. 2 –  6               
              Biryukov D. S., Dudarenko N. A., Slita O. V.,  Ushakov A. V. Control Object Development. Part 1. Problems of  Model Reduction, Control and Measurement Devices Placement, Potential  Robustness Estimation 
                In the first part of the  article we considered the possibilities to use controllability, observability  and cross gramians for optimal control and measurement devices placement as  well as for model reduction. The numerical example is attached. 
              Keywords: dynamic system, gramian,  model reduction, robustness               
              Содержание 
            
  | 
           
           
            |   А. В. Саушев, канд. техн. наук, проф., 
                saushev@bk.ru,  Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций 
                 
                Математическое описание областей работоспособности электромеханических  систем 
              Рассматривается метод аналитического описания областей работоспособности  электромеханических систем. Метод основан на записи условий работоспособности  системы в виде логических R-функций. При этом  обеспечивается принципиальная возможность преобразования функций алгебры логики  к аналитической форме записи и описания области работоспособности в виде одного  алгебраического неравенства. 
                Ключевые  слова: область  работоспособности, условия работоспособности, логические R-функции,  параметры системы, электротехнические системы 
              Стр. 7 – 13  
              Saushev A. V. The Mathematical  Description of Areas of Working Capacity of Electromechanical Systems 
                The  method of the analytical description of areas of working capacity of  electromechanical systems is considered. The method is based on record of  conditions of working capacity of system in the form of logic R-functions.  Basic possibility of transformation of functions of algebra of logic to the  analytical form of record and reception of the description of area of working  capacity in the form of one algebraic inequality. 
                Keywords: working capacity area, working capacity  conditions, logic R-functions, system parameters, electrotechnical systems 
              Содержание 
               | 
           
           
            |    В. Х.  Пшихопов, д-р  техн. наук, зав. кафедрой, рshichoр@rambler.ru, М. Ю. Медведев, д-р техн. наук, проф., medvmihal@gmail.com, 
                A.  Р. Гайдук, д-р техн. наук, проф.,                gaiduk_2003@mail.ru, Р.  А. Нейдорф, д-р техн. наук, проф., ran_рro@mail.ru, 
                B.  Е. Беляев, канд. техн. наук, доц.,                toe@tsure.ru, Р.  В. Федоренко, канд. техн. наук, доц., 
                frontwise@gmail.com, В.  А. Костюков, канд. техн. наук, доц., wkost-einheit@yandex.ru,  
                В.  А. Крухмалев, аспирант, doc61rus@gmail.com,   
                Технологический институт Южного федерального университета в г. Таганроге 
                 
                Система позиционно-траекторного управления  роботизированной воздухоплавательной платформой. Часть 1. Математическая модель* 
              Рассматривается система управления беспилотным  роботизированным дирижаблем. Дирижабль предполагает наличие дистанционного  режима управления и режима автономного управления движением. Обсуждается  нелинейная многосвязная модель дирижабля, учитывающая уравнения кинематики,  динамики, маршевых двигателей и баллонетной системы. Также рассмотрена модель  внешней среды. Представлены результаты аэродинамических исследований,  базирующихся на CFD-методах. 
                Ключевые слова: позиционно-траекторное  управление, математическая модель, дирижабль, роботизированная платформа 
              Стр. 14 – 21  
              *Работа  выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации №  НШ-1557.2012.10 и гранта Евросоюза "МААТ - многоуровневая транспортная  система на базе стратосферных дирижаблей" в рамках Седьмой рамочной  программы. 
              Pshikhopov V. Kh., Medvedev M. Yu., Gaiduk A.  R., Neidorf R. A., Belyaev V. E., Fedorenko R. V., Kostjukov V. A., Krukhmalev  V. A. System of Position-Trajectory Control for Robotic Airship. Part 1.  Mathematical Model 
                In  this paper a control system for unmanned robotic airship is developed. The  control system provides remote control as well as autonomous control of flight.  A complex interrelated model of kinematics, dynamics, actuators and ballonets  is developed. In addition environment model is considered. Inertial and  aerodynamical parameters are calculated by computer methods. 
                Keywords: position-trajectory control, mathematical  model, airship, robotic vehicle 
              Содержание 
               
              В. М. Герасун1, д-р техн. наук, проф., 
                gerasun@ro.ru, В.  В. Жога2, д-р физ.-мат. наук, проф., 
                dtm@vstu.ru, И.  А. Несмиянов1, канд. техн. наук, доц., 
                nesmiyanov@ro.ru, Н.  С. Воробьева1 канд. техн. наук, доц., vorobva@inbox.ru,  
                В.  В. Дяшкин-Титов, 
                1  Волгоградский государственный аграрный университет 
               2  Волгоградский государственный технический университет 
                
                Исследование оптимальных конфигураций
              манипулятора-трипода с поворотным основанием* 
              Решена задача оптимальной конфигурации  манипулятора параллельной структуры в виде трехгранной пирамиды. В работе представлен  синтез программных движений звеньев манипулятора по заданному закону и решена  задача обеспечения требуемой траектории схвата. 
                Ключевые слова: манипулятор,  оптимальная траектория, синтез  программных движений 
              Стр. 21 – 26  
              *Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 12-08-00 301-а, №  13-08-00387-а
              
              Gerasun V. M., Zoga V. V., Nesmiyanov I. A.,  Vorobyeva N. S., Dyashkin-Titov V. V. Study of the Optimal Configuration  Manipulator — Tripod with Swivel Base 
                Solved  the problem of the optimal configuration of the manipulator of parallel  structure in the form of a three-sided pyramid. The paper presents synthesis of  the program motion links manipulator by the given law and solve the problem of  providing the required trajectory of gripper. 
                Keywords: manipulator, the optimal trajectory,  synthesis of program motions 
              Содержание 
              
  | 
           
           
             
               
                В. В.  Савченко, канд.  техн. наук, директор НТЦ, uus@tyt.by, Объединенный институт  машиностроения Национальной академии наук Беларуси 
                       
  Развитие методологии мониторинга функциональных состояний операторов транспортных  систем "человек—машина" 
                Предложено использовать результаты мониторинга  работоспособности водителей, характеризующие фактическое функциональное  состояние водителя, как дополнительную информацию для развития алгоритмов  работы систем активной безопасности (превентивных систем безопасности и  систем-ассистентов водителя), что повысит их быстродействие, эффективность, а  также позволит ставить и решать задачи по комплексному обслуживанию  транспортных систем "человек—машина" по их фактическому состоянию. 
                  Ключевые слова: ассистенты  водителя, бортовые электронные системы, оператор, системы активной  безопасности, системы "человек—машина", функциональное состояние 
                Стр. 27 – 32  
                Savchenko V. V. Development of  Methodology for Monitoring the Operator's Functional States in Transportation Man-Machine  Systems  
It proposed to use the  results methods of monitoring and maintain working capacity of drivers in real  time as additional source of information which characterizing the actual  functional state for development of algorithms the performance of safety  systems (preventive safety systems and systems — assistants to driver). This  will improve their performance, efficiency and allow to set and meet the  challenges of complex maintenance of transportation "man-machine"  systems on their actual state. 
Keywords: assistant driver, on-board  electronic systems, operator, active safety systems, man-machine systems,  functional state 
                Содержание 
               
              
                 
                Г. П. Шибанов, д-р техн.  наук, проф., вед. науч. сотр., soldat_11@mail.ru, Государственный  летно-испытательный центр им. В. П. Чкалова 
                   
                    Автоматизация процесса диагностики состояния организма человека по  изменению картины его теплового излучения 
                Анализируется один из возможных путей  автоматизации процесса диагностики и распознавания состояний организма человека  по изменению картины его теплового "портрета". Рассматривается процедура  сжатия первичной информации, описывающей такой "портрет", в целях сокращения  объема памяти диагностического комплекса. Предлагаются соответствующие алгоритмы  обработки первичной информации. 
                  Ключевые слова: автоматизация,  алгоритм, диагностика, распознавание, контроль состояния, сжатие информации 
                Стр. 32 – 35  
                Shibanov G. P. Process Automation of  Diagnostics State of Man Organism with Utilization of it IR-Portrait  
                  Analysis  the ways automation of diagnostics and recognition of state man with  utilization IR-porlrait. Examine of pressing primary information. Suggested  algorithm of primary information treatment. 
                  Keywords: automation, algorithm, diagnostics,  recognition, state control, information pressing 
                Содержание 
                 
                | 
           
           
             
                В. С. Мелентьев, д-р техн. наук, доц., 
                  vs_mel@mail.ru, В.  И. Батищев, д-р техн. наук, проф., А.  М. Смолина, аспирант, Т. С. Евстифеева, аспирант,  Самарский государственный технический университет 
                   
                Повышение точности измерения параметров емкостных датчиков перемещения 
                Исследуется новый метод измерения параметров емкостных датчиков по  мгновенным значениям двух переходных процессов, обеспечивающий повышение  точности определения информативного параметра. Приводятся схема устройства, реализующего  метод, и результаты анализа влияния погрешности квантования мгновенных значений  переходных процессов на погрешность результата измерения. 
                  Ключевые слова: емкостные датчики, переходный  процесс, мгновенные значения, погрешность, квантование 
                Cтр. 36 –  38 
                Melentiev V. S., Batishchev V. I., Smolina A.  M., Evstifeeva T. S. Increase of Accuracy of Measurement of Parameters  of Capacitor Sensors of Moving 
The  new method of measurement of parameters of capacitor sensors on instant values  of two transients, providing increase of accuracy of definition of informative  parameter is investigated. The circuit of the device realizing a method, and  results of the analysis of influence of an error of quantization of instant  values of transients on an error of result of measurement are resulted. 
Keywords: capacitor sensors, transient, instant values,  an error, quantization 
                Содержание 
                 
               
               
                М. А.  Габидулин, канд.  техн. наук, доц., gabidulin_ma@mail.ru, МГТУ МИРЭА, Москва 
                   
                    Анализ и синтез считывающих систем растровых синусно-косинусных преобразователей  перемещений 
                Рассматривается задача комплексного  обеспечения точности растровых синусно-косинусных преобразователей перемещений  конструктивно-технологическими и структурными методами. Синтезирована модель  сигналов преобразователя с кольцевой считывающей системой и аксиальным  излучателем, учитывающая погрешности, обусловленные совместным появлением их причин.  С ее помощью проведены анализ, синтез и оптимизация четырехфазных считывающих  систем и оценена их эффективность. 
                  Ключевые слова: растровые синусно-косинусные преобразователи  перемещений, считывающие системы с аксиальным излучателем, методы повышения  точности 
                Стр. 39 –  50 
                Gabidulin M. A. The Analysis and  Synthesis of Reading out Systems of Raster Resolvers of Movings 
The  problem of complex maintenance of accuracy of raster sine-cosine converters of  movings by means of is constructive-technological and structural methods are  considered. The model of signals of the resolver with ring reading out system  and the axial radiator, considering the errors caused by joint display of their  reasons is synthesized. With its help the analysis, synthesis and optimization  of quadriphase reading out systems are made and their efficiency is estimated. 
Keywords: raster resolvers of movings, reading system  with an axial radiator, methods to increase accuracy 
                Содержание 
               
              
              
                 
                Ю. В.  Гурьев1, д-р техн. наук, зав. кафедрой, uvgur@mail.ru М. З. Слуцкая1, зав. лабораторией, И. В. Ткаченко2, д-р техн. наук, доц., Е. И. Якушенко1, д-р техн. наук, чл.-корр.  PАН,
                  начальник института,  
                  1 ВМПИ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская  академия", г. Санкт-Петербург, 
                 2СПГМТУ, г. Санкт-Петербург 
                  
                 Электронный тренажер "Управление скрытностью и движением морских  подводных объектов" и его математическое и программное обеспечение 
                Сформулированы назначение, цели и задачи тренажера  "Управление скрытностью и движением морских подводных объектов",  отмечается его место в системе подготовки специалистов и разработки бортового  комплекса управления скрытностью. Дано описание математических моделей блока  управления движением объекта и канала численного моделирования гидрофизических  полей. Представлены результаты вычислительных экспериментов, подтверждающие  возможность использования разработанных моделей и компьютерных программ в  составе тренажера. 
                  Ключевые  слова: внутренние волны, гидродинамические силы,  гидрофизика, динамика подводных объектов, математическое моделирование,  скрытность, управление объектом 
                Стр.  52 – 57  
                Guryev Yu. V., Slutskaia M. Z., Tkachenko I.  V., Yakushenko E. I. Electronic Simulator "Control of Stealth and  Motion of Submarine Objects" and its Mathematical and Program Software 
The  purposes and tasks of simulator "Control of stealth and motion of  submarine objects" are formulated and its place in the system of training  and development of onboard stealth control complex are determined. The  description of the mathematical models of the control of movement and channel  numerical modeling hydrophysical fields is given. Numerical experiments results  corroborate the suitability of the developed models and computer programs in  the simulator. 
Keywords:  subsurface wave,  hydrodynamic forces, hydrophysics, submerged objects dynamic, mathematical modeling,  stealth, object control 
                Содержание 
                 
                | 
           
          
            
              В. И.  Клепцов, зам.  начальника отдела, kleptsov@beriev.com, ОАО "ТАНТК им. Г. М. Бериева", В. Н. Котов, канд. техн. наук, зам. директора, mvs@mvs.sfedu.ru, И. П. Щербинин, вед. конструктор, ivan_tech@mail.ru, НИИ многопроцессорных вычислительных систем имени  академика А. В. Каляева Южного федерального университета 
               
              Модернизация метода определения частот и форм колебаний самолета в  полете на основе использования современной цифровой распределенной мониторинговой  системы бортового документирования              
              Предложен новый подход к исследованию динамических свойств самолетов в  полете в рамках метода определения частот и форм колебаний самолета широкополосном  внешнем воздействии с использованием современных технологий сбора и обработки  данных. 
                Ключевые слова: исследования динамических  свойств самолета, летные испытания, распределенные системы сбора данных 
              Стр. 58 –  63               
              Kleptsov V. I., Kotov V. N., Scherbinin I. P.  Modernization  of the Method of Frequency and Mode Shape for Analysis of Dynamical Features of  Aircraft During the Flight through the Use of Modern Digital Distributed  Systems On-Board Documentation 
The new approach in the context of the method of frequency and mode  shape for analysis of dynamical features of aircraft during the flight is  proposed. This approach is based on a modern technology of acquisition and  processing data. 
 Keywords: analysis of dynamical features of aircraft,  flight tests, distributed information acquisition systems 
                             | 
           
          
            
              А. В. Никитин, аспирант, xli@piis.kstu-kai.ru, В.  В. Солдаткин, докторант, 
              В. М. Солдаткин, д-р техн. наук, проф., зав.  каф., Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.  Н. Туполева — КАИ 
               
              Система  измерения параметров вектора ветра на стартовых и взлетно-посадочных режимах вертолета              
              Рассматриваются принципы построения и конструктивная  схема неподвижного комбинированного аэрометрического приемника и алгоритмы обработки  первичной информации системы измерения параметров вектора ветра на стоянке, при  рулении и маневрировании по земной поверхности, при взлете, посадке и на режиме  висения одновинтового вертолета. 
                Ключевые  слова: вертолет, стартовые и взлетно-посадочные режимы,  вектор ветра, параметры, измерение, система, принципы построения, неподвижный  комбинированный аэрометрический приемник, конструктивная схема, алгоритмы обработки  первичной информации 
              Стр.  64 – 70  
              Nikitin A. V., Soldatkin V. V., Soldatkin V.  M. Measurement System of the Wind Vector Parameters on the Start and  Take-Off and Landing Modes of Helicopter 
Considered  the principles of the construction, construction scheme stationary combination aerometric  receiver's and algorithms processing the primary information of measurement  system parameters vector wind in the parking, while driving and maneuvering on  the earth's surface, during takeoff, landing and hovering single-rotor  helicopter. 
Keywords: helicopter, starting and takeoff and landing  modes, wind vector, parameters, measurement, system, design principles,  stationary combination aerometric receiver, construction scheme, algorithms for  processing of primary information 
              Содержание 
                          
              Наверх  | 
           
         
      |