Г. А. Крыжановский,
д-р техн. наук, зав. кафедрой, В. А.
Солодухин, канд. техн. наук, проф.,
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
Проблемы моделирования и обратные задачи оптимизации процессов деятельности,
профессиональной подготовки и повышения квалификации операторов
авиатранспортных систем*
Приведена обобщенная схема иконографической модели
деятельности, профессиональной подготовки и повышения квалификации
операторов АТС. При условии оптимальности решений, принимаемых оператором
АТС, формулируется и решается обратная задача оптимизации процессов
(ОЗОП) для случая некоторого "обобщающего" квадратичного
функционала. Исследование таких решений позволяет выявлять мотивации
деятельности. Приведен пример решения ОЗОП.
Ключевые слова: авиатранспортные системы, деятельность и профессиональная
подготовка, методы извлечения знаний, интеллектуальные информационные
системы, обратная задача оптимизации процессов.
*Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 08-08-00012-а.
Стр. 2 – 5
А.
И. Черноморский, канд. техн. наук, проф., С. В.
Фещенко, аспирант, Московский авиационный институт (государственный
технический университет)
Управление угловой ориентацией платформы одноосного колесного транспортного
модуля оптической системы посадки летательного аппарата*
Рассматривается задача управления угловой ориентацией относительно
плоскости горизонта платформы одноосного колесного транспортного
модуля (ОКТМ) с использованием инерционного, гравитационного и гироскопического
способов. Разработана математическая модель ОКТМ. Осуществлен синтез
законов управления угловой ориентацией платформы методом АКОР применительно
к стояночному режиму работы ОКТМ в составе оптической системы посадки
летательных аппаратов. Представлены результаты имитационного моделирования.
Ключевые слова: управление угловой ориентацией,
колесный транспортный модуль, гироскопическая стабилизация, аналитический
синтез.
*Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 08-08-00556-а).
Стр. 5 – 11
А. С. Девятисильный, д-р
техн. наук, зав. лаб., Д. Е. Кислов, мл. научн.
сотр., Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН, Владивосток
Исследование метода динамического обращения в задачах определения
орбит с известным энергетическим уровнем
Приведены модели обратных задач, ориентированные на
решение алгоритмами калмановского типа, графический материал, иллюстрирующий
вычислительные эксперименты и анализ результатов.
Ключевые слова: определение орбит, методы стабилизации,
суточно-синхронная орбита.
Стр. 12 – 15
Я.
Г. Сапунков, канд. физ.-мат. наук, доц., Саратовский государственный
университет, А. В. Молоденков, канд. техн. наук,
ст. научн. сотр., Институт проблем точной механики и управления
РАН, Саратов
Аналитическое исследование особого режима управления в задаче оптимального
разворота космического аппарата*
Рассматривается задача оптимального разворота
космического аппарата как твердого тела со сферическим распределением
масс при произвольных граничных условиях по угловому положению и
угловой скорости космического аппарата в кватернионной постановке.
В качестве критерия оптимальности используется функционал, который
объединяет время и интегральную величину модуля вектора управления,
затраченные на разворот космического аппарата. Приводится аналитическое
исследование особого режима управления космического аппарата.
Ключевые слова: космический аппарат, оптимальный
разворот, особый режим управления, принцип максимума Л. С. Понтрягина.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (гранты № 05-01-00317,
08-01-00310)
Стр. 16 – 19
Ю. И. Филиппов, начальник
группы ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс", Самара
Виброустойчивость нестационарного упругого космического аппарата
с прецизионной целевой аппаратурой
Обсуждается задача оценки виброустойчивости космического аппарата
как упругой механической системы по некоторому целевому параметру,
характеризующему качество виброзащиты размещенной на нем прецизионной
целевой аппаратуры. Излагается методика такой оценки в случае нестационарности
космического аппарата, обусловленной наличием силовых гироскопов.
Ключевые слова: виброустойчивость, виброзащита, космический
аппарат, целевая аппаратура, силовой гироскоп, модальная редукция,
многополюсник, статистический анализ.
Стр. 20 – 23
Kryzhanovsky
G. A., Soloduhin V. A. The Problems of Modeling and
Inverse Problems of Optimization of Air Transport Systems Operator's
Activities, Professional Training and Upgrading
An iconographic generalized scheme of the business model, training
and development operators ATS. Provided optimal decisions taken
by the operator of ATS, is formulated and solved (IPOP) for the
case of a "synthesis” quadratic functions inverse problem of
optimization processes. The study identifies such decisions motivation
activities. An example IPOP solutions.
Keywords: air transport systems, activities and
professional training, methods of extracting knowledge, intelligent
information systems, inverse problem of optimization processes.
Chernomorsky A. I., Feschenko S. V. Angular
Orientation Control of the Uniaxial Wheeled Transport Module for
the Aircraft Optical Landing System
Angular orientation control of the uniaxial wheeled transport module
(UWTM) by means of inertial, gravitational and gyroscopic methods
is discussed. The mathematical model of the UWTM is developed. UWTM
control procedure for the parking mode is produced by means of analytical
designing of optimal regulators procedure. The results of the simulation
models are shown.
Keywords: angular orientation control, wheeled
transport module, synthesis by analysis, gyroscopic stabilization.
Devyatisil'ny A. S., Kislov D. E. Investigation
of the Method of Dynamic Inversing in Orbit Determination Problem
with Known Energy Level
Models of inverse problems oriented to their solving by methods
of Kalman's type and graphical material, describing numerical experiments
with the analysis of results are presented.
Keywords: orbit determination problem, stabilization
technique, daily-synchronous orbit.
Sapunkov Ya. G., Molodenkov A. V. Analytical
Investigation of a Particular Control Regime in the Problem of the
Optimal Reorientation of a Spacecraft
The problem of the optimal turn of a spacecraft as a rigid body
with a spherical distribution of mass under arbitrary boundary conditions
on the attitude and the angular velocity of a spacecraft with the
constraint of the modulus of the control action in the quaternion
statement is considered. The functional that combines the time and
the integral value of the modulus of the control vector spent on
the turn of a spacecraft is used as the optimality criterion (each
of criteria Is increased on the weight factor). The analytical investigation
of a particular control regime of a spacecraft is submitted.
Keywords: spacecraft, optimal turn, particular
control regime, Pontryagin 's maximum principle.
Filippov Y. I. Vibrating Stability a Non-Stationary
Elastic Space Vehicle with the Precision Target Equipment.
In the given work the problem about estimation of vibrating stability
of a space vehicle, as elastic mechanical system, on some target
parameter describing quality of vibrating protection of the precision
target equipment, placed on him, is discussed. The technique such
estimation in a case of nonstationaryness of a space vehicle, caused
by presence of force gyroscopes, is stated.
Keywords: vibrating stability, protection against
vibration, space vehicle, target equipment, force gyroscope, modal
reduction, multipolar device, statistical analysis.
|