УДК 029:004 + 019.956
О. П. Крюкова, Т. С. Маркарова, А. А. Харламов
Электронные библиотеки в образовании
Рассмотрены тенденции в развитии и электронных библиотек и их сервисов. Представлены модели трансформации академических библиотек. Отраслевая информационная система представлена как лингвистическая модель предметной области, библиотека рассмотрена как информационно-поисковая система. Представлены тенденции развития электронной библиотеки в сторону когнитивной лингво-дидактической лаборатории. Обсуждается объединение статистического и лингвистического подходов в системах автоматического извлечения знаний как базовых для построения современной электронной библиотеки.
Ключевые слова: информационно-поисковая система, хранение информации, классификация, передача информации, автоматическая обработка текста, извлечение данных и знаний, представление знаний, фреймовая модель представления знаний, информационный объект, когнитивное моделирование
Kryukova O. P., Markarova T. S., Kharlamov A. A. Electronic libraries in education
Tendencies in development of electronic libraries and their services are considered. Models of improvement of academic libraries are presented. Frame model of information system is presented as linguistic model of problem domain. The library is considered as the information retrieval system. Tendencies of development of electronic library towards cognitive lingvo-didactic laboratory are presented. Combining of statistical and linguistic approaches in systems of automatic extraction of knowledge as basic for creation of modern electronic library is discussed.
Keywords: search engine, storage of information, classification, data transmission, automatic text processing, data mining, knowledge extraction and representation, information unit, cognitive modeling
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Модель развития отраслевой академической библиотеки в современной информационной среде
1.1.Роль академических библиотек в информационном обществе
1.2.Модели трансформации академических библиотек
1.3.Функции и задачи современных академических библиотек
2.О лингвистической модели интегрированной отраслевой информационной системы
3.Электронная библиотека как информационно-поисковая система
4.Интеллектуализация сервисов электронных библиотек на основе самообучаемой классификации контента
5.Лингвистическое моделирование как путь к новым педагогическим и технологическим решениям в создании будущей электронной библиотеки
5.1.Фрейм как модель знаний
5.2.Лингводидактические типы ФМПЗ
6.Автоматическое извлечение знаний. Объединение статистического и лингвистического подходов
6.1.Статистический подход к обработке текстов
6.2.Лингвистический подход к обработке текстов
6.3.Семантический анализ целого текста
6.4.Прагматический анализ текста
6.5.Визуализация знаний
Заключение
Список литературы |